ООО «Спецтрансгарант» оценили рост перевозок каустической соды в танк-контейнерах по сети ОАО «РЖД»


Доля перевозок каустической соды (едкого натра) в танк-контейнерах по сети ОАО «РЖД» выросла в два раза за последние 5 лет. Такие данные озвучила компания ООО «Спецтрансгарант» (СТГ) в ходе конференции, которая состоялась в сентябре на площадке АО «Саянскхимпласт» в Иркутске. По прогнозам СТГ, специализированные контейнеры продолжат теснить на этом рынке цистерны. Каустическая сода считается наиболее востребованной в промышленности щелочью. Она применяется в нефтехимии, металлургии, газовой, пищевой, текстильной промышленности, припроизводстве бумаги, картона, искусственных волокон и древесно-волоконных плит.

«До 2017 года основной объем едкого натра – почти 75% - по железной дороге доставлялся в цистернах, но затем их начали вытеснять танк-контейнеры. Последние 5 лет мы наблюдаем рост перевозок каустической соды в специализированных контейнерах», - сообщили в ООО «Спецтрансгарант» (доля СТГ на рынке железнодорожных перевозок каустика – 20%). По данным СТГ, в 2017 году в танк-контейнерах по сети РЖД доставляли 24% от общего объема едкого натра, в 2019 году – 47,8%, а с 2020 года каждая вторая отправка каустика по железной дороге совершается в «танках». В текущем году доля перевозок каустической соды в танк-контейнерах составляет порядка 52%, уточнили в ООО «Спецтрансгарант».

«Основной объем каустика идет на внутренний рынок российским потребителям. Что касается экспорта, то маршруты заметно изменились - остановился экспорт на Украину, резко сократились отправки в Финляндию. Объемы перераспределились на Прибалтику и Турцию, которая стала безоговорочным лидером по экспорту каустика», - рассказали в ООО «Спецтрансгарант». В СТГ приводят экспертные оценки, согласно которым производство каустика будет расти в среднем на 2-3% в год, соответственно и объем перевозок увеличится. В Спецтрансгарант прогнозируют, что тренд на контейнеризацию едкого натра сохранится. Этому будет способствовать выбытие парка вагонов-цистерн. В компании напомнили, что продлять срок службы цистерн в соответствии с российским законодательством нельзя – на это действует прямой запрет. Встает вопрос, что покупать – новые цистерны или привлекать танк-контейнеры. По словам специалистов СТГ, у «танков» есть преимущества перед конкурентом. Во-первых, железнодорожный тариф на перевозки в танк-контейнерах ниже, чем при отправке продукции в цистернах. Во-вторых, сама специализированная тара более приспособлена для доставки едкого натра.

    «Каустическая сода – едкая щелочь, относящаяся ко 2-му классу опасности. У нас все танк- контейнеры из нержавеющей стали, не вступающей в реакцию с едким натром, - пояснили в СТГ. – К тому же, все «танки» имеют теплоизоляцию и пароподогрев, тогда как у вагонов-цистерн таких свойств нет».

Мария Абдримова,

Пресс-секретарь АО «СГ-транс»