Первое правило «Зелёного клуба»: все должны о нём знать


      На днях стало известно о том, что лидеры отрасли минеральных удобрений, АПК и ритейла планируют создать независимую ассоциацию «Зеленый клуб», призванную объединить производителей и поставщиков продукции с улучшенными экологическими характеристиками. Кроме того, ожидается появление нового национального бренда с весьма говорящим названием «Зеленый стандарт». Именно под этой торговой маркой будет продаваться продукция членов ассоциации с гарантированными экосвойствами. Интересно, что инициатива создания ассоциации производителей и поставщиков с улучшенными экологическими характеристиками принадлежит Андрею Гурьеву, вице-президенту Российского Союза химиков, генеральному директору компании ПАО «ФосАгро».

      Установочное совещание, где шла речь о законе «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными экологическими характеристиками», который должен вступить в силу с 1 января 2021 года, прошло в стенах в РАПУ ( Российской ассоциации производителей удобрений). Здесь же была озвучена и поддержана  инициатива  по созданию «Зеленого клуба», своеобразной территории качества и высоких мировых стандартов. 
       К участию в рабочем совещании были привлечены представители всех  ключевых звеньев  производственной цепи  сельхозпродукции и продовольствия: компании-производители минеральных удобрений, предприятия, специализирующиеся на разработке и внедрении средств защиты растений, сельхозпроизводители, а также ключевые игроки пищепрома, федеральных торговых сетей и  главы проектно-технического комитета по стандартизации «Экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие», Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и представители общественных профильных ассоциаций и союзов. По меткому выражению Андрея Гурьева, президента РАПУ и генерального директора ФосАгро, на обсуждении одного из ключевых законов уходящего года собрались все, кто так или иначе связан  с    производством продуктов питания - «от руды до еды». 

          Напомним в течение полугода, с июля по ноябрь текущего года  Минсельхоз России занимался созданием и доработкой проекта федерального закона «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными экологическими характеристиками и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».  В итоге введение этого закона проведет демаркационную линию в сегментном разделении органических продуктов питания, массового рынка и зеленой продукции. 
              Ожидается, что в начале 2020 года законопроект будет внесен для рассмотрения в Государственную Думу Российской Федерации и сможет вступить в силу уже с 1 января 2021 года.  В ходе собрания представители агрохимической промышленности, агрохолдингов, торговых сетей, союзов и ассоциаций провели активное и конструктивное обсуждение продвижения сельскохозяйственной продукции, маркированной знаком «Зеленый стандарт» (Green one), на российском и мировом рынках. 
       Планируется, что введение в нормативно-законодательную базу понятий, связанных с национальным торговым брендом «Зеленый стандарт», должно позволить отечественным производителям сельскохозяйственной продукции, продовольствия, а также агрохимикатов, пестицидов, кормов выделить экологические преимущества своего производства и сделать эту информацию доступной для широкого круга потребителей. В дальнейшем, реализация инициативы РАПУ позволит получать экологически предпочтительные сельхозтовары без увеличения себестоимости производства за счет использования высококачественных минеральных удобрений. Все это позволит, в конечном счете, производителям маркировать свои экологически чистые продукты питания, а потребителям - делать в магазине обоснованный выбор в пользу здоровой и полезной продукции. Более того, создание «Зеленого стандарта» сможет не только обозначить конкурентные преимущества 
российской сельхозпродукции, но и будет иметь большое влияние по части достижения плановых показателей по экспорту сельхозпродукции к 2024 году. 

         В пользу «зеленых» инициатив РАПУ данные социологических исследований АНО  «Роскачество»: 60% российских потребителей готовы покупать  экопродукцию. Сегодня мы зачастую наблюдаем манипуляцию с экотерминологией: пока не существует единого знака, маркирующего такие товары, единого подхода к их сертификации не существует.  «Потребительский спрос на экопродукцию   сегодня замещается таким явлением, которое в мировой практике называется «гринвошинг». Под видом зеленой продукции могут продаваться товары, которые не обладают необходимыми экологическими характеристиками. Наша задача предоставить потребителям достоверную информацию о качестве того или иного товара», - прокомментировала ситуацию заместитель руководителя АНО «Роскачество» Елена Саратцева.  Кроме того, эксперт добавила, что на данный момент подготовлены шесть новых национальных стандартов (ГОСТ Р) в области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными экологическими характеристиками. Два из шести стандартов описывают минеральные удобрения, которые применяются при производстве «зеленой» продукции. Их суть сводится к установлению эталонных норм чистоты минеральных удобрений, которые по допустимому содержанию в составе кадмия и мышьяка кратно строже недавно принятых европейских стандартов. При этом, стандарт не ограничивает объемы применения минеральных удобрений: их использование не ведет к загрязнению или деградации почв.  «Я уверена, что проделанная работа – это только первые шаги. Я призываю не останавливаться на данных 6 стандартах и приглашаю коллег вносить предложения о следующих категориях продукции, которые должны получить право маркироваться знаком «Зеленого стандарта», - подчеркнула Елена Саратцева. 


    Создание национального «Зеленого стандарта», своеобразного  знака качества для эталонных экопроодуктов отечественного производства, а также  запуск в работу «Зеленого клуба», социально и экоориентированных компаний, обещают стать весьма перспективными направлениями в работе РАПУ, а также в осмыслении потенциальных возможностей ключевых игроков рынка в рамках нового закона о «зеленой продукции». 

 «Зеленый клуб станет первой в мире организацией, в которую войдут представители всех звеньев сельскохозяйственной производственной цепочки, объединенных целью предоставить каждому российскому потребителю доступ к экологически чистой продукции по доступным ценам, - объяснил актуальность инициативы глава РАПУ, генеральный директор ФосАгро Андрей Гурьев. - Этот рынок оценивается в десятки миллиардов рублей, миллиарды долларов. И членам «Зеленого клуба» предстоит определить вектор развития рынка, его правила, принципы взаимодействия между производителями и коммуникаций с потребителями. И мы уверены, что к компаниям, присутствующим на сегодняшнем совещании, присоединятся многие другие участники всех ключевых рынков. И, конечно, мы рассчитываем на поддержку государства в части продвижения высококачественной продукции»


Татьяна Петрова, 
Пресс-секретарь 
Российского Союза химиков