ШФЛУ - «точка роста» российской нефтехимии


Динамика развития российской нефтехимии в немалой степени связана с ее обеспечением качественным сырьем, и в первую очередь, широкой фракцией легких углеводородов (ШФЛУ). Учитывая грандиозные перспективы создания новых нефтехимических мощностей, прописанные в правительственном Плане-2030, а также необходимость более рационального использования всего спектра ценнейшей сырьевой базы нефтегазовой отрасли, переработке ШФЛУ сегодня уделяется особое внимание. Об этом рассказал в интервью журналу «Химагрегаты» вице-президент Российского Союза химиков, постоянный участник рабочей группы Экспертного Совета Минэнерго РФ по разработке стратегии развития нефтегазохимии, в том числе, нефтехимического кластера Западносибирского региона, Сергей Иванович Коханов, генеральный директор ООО «Мономер».

Сергей Иванович, тема ШФЛУ сегодня вышла на первые полосы отраслевых изданий, почему?

Наряду с нафтой или прямогонным бензином, ШФЛУ – ценнейшее сырье для нефтехимии, отрасли, которая сегодня является драйвером роста практически для всех сфер индустрии – от строительства, машиностроения и энергетики до медицины. Новые продукты нефтехимии, их свойства и возможности задают тренды развития самым передовым технологиям, таким как 3D-печать, авиастроение, робототехника и пр. Оглянитесь, из любых пяти окружающих вас предметов четыре произведены благодаря нефтехимии. Не зря говорят - «нефтехимия из ископаемых углеводородов создает осязаемый мир вокруг нас».

ШФЛУ расшифровывается как «широкая фракция легких углеводородов» – смесь сжиженных углеводородных газов пропана и бутана и более тяжёлых углеводородов (C5 и выше), которая является полупродуктом, результатом переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) и газового конденсата в процессе добычи нефти и газа.

На нефтяных промыслах в товарной нефти содержание растворённых газов не должно превышать 1—2 %, поэтому нефть прогоняют через многоступенчатые сепараторы, где от нее отделяется вода и попутный нефтяной газ. Далее ПНГ сжимается на компрессорах и подаётся на газоперерабатывающие заводы, где от него чаще всего методом охлаждения отделяется легкие газы метан и этан, которые дальше направляются трубопроводами на ТЭЦ и в конфорки домашних плит. Вторая фракция – ШФЛУ – транспортируется на ГПЗ и ГХЗ, на газофракционирующие установки для разделения на фракции: пропан, бутан, изобутан, пентан, изопентановые и гексановые фракции. Полученная фракция пропана идёт на дегидрирование пропана с получением полипропилена и на дальнейшее использование смеси пропан-бутана в пиролизе - ключевом технологическом процессе нефтехимии, благодаря которому мы получаем олефины. Из них на следующем этапе переработки получают полимеры - полиэтилен (из него делают пакеты и пленки), полипропилен (автомобильные детали, техника), поливинилхлорид (оконные профили, линолеум, подвесные потолки), синтетические каучуки (резина, автомобильные шины, подошвы обуви) и др. Конечно, это краткое описание

Если сравнивать ШФЛУ с другим сырьем для нефтехмии - прямогонным бензином, который в настоящее время составляет около 50% сырья для нефтехимического производства в России, то себестоимость получаемых из ШФЛУ продуктов пиролиза ниже аналогичных из нафты. Конечно, если исключены какие-то особые маркетинговые факторы, такие как ценовая политика и пр. Но при этом еще лет десять назад над Западной Сибирью повсюду горели факелы, сжигающие попутный газ, 15 млрд. куб.м ценнейшего сырья для нефтехимии уходило в пламя.

Сегодня ситуация начинает меняться, доля переработки ШФЛУ растет, благодаря модернизации заводов наших нефтяных компаний; немалый вклад дает и ЗапСибНефтехим, построенный СИБУРом в Тобольске – крупный потребитель ШФЛУ в регионе. Хотя остаются еще отдаленные районы, трудные для освоения и проведения трубопроводных систем, дорог и коммуникаций. Но технический и технологический прогресс не стоят на месте. Так что у нашего сектора промышленности хорошие перспективы роста и успешного решения задач, поставленных Правительством в Плане развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года. План утвержден приказом Министерства энергетики РФ и предполагает рациональное и эффективное использование ШФЛУ для расширения сырьевой базы отечественной нефтехимии, а также решения задач бережного природопользования.

- Наши читатели – специалисты по оборудованию, по эксплуатации и ремонту. Думаю, им будет интересно узнать о процессе переработки ШФЛУ с этой стороны.

ШФЛУ представляет собой легкокипящую и легковоспламеняющуюся жидкость, пожаро- и взрывоопасную, 4-го класса токсичности, и сама по себе переработка этого углеводородного сырья – процесс непростой, состоящий из целого ряда технологических цепочек, в составе которых дорогое и сложное оборудование самого высокого класса. Взять хотя бы Тобольскую площадку СИБУРа, которая в год перерабатывает более 8 тонн ШФЛУ с получением олефинов и пластиков. При переработке ШФЛУ полученная фракция пропана идёт на использование не только на смесь пропан-бутана, но и на дегидрирование пропана, на получение полипропилена. Там стоят две газофракционирующие установки, блок пиролиза, блок деэтанизации, установки полиэтилена и полипропилена. Можно сказать, комплекс глубокой переработки газа состоит из нескольких отдельных заводов, большая часть оборудования которых, к сожалению, произведена за рубежом. Однако с тех пор, как был взят курс на импортозамещение, многие российские машиностроители уже начинают производить изделия, не уступающие конкурентам из Европы, Азии и Америки.

- А кто проектирует процессы глубокой переработки газа, есть ли среди них отечественные институты?

Есть несколько проектных институтов: это НИПИГАЗ в Краснодаре, ГИПРОГАЗЦЕНТР в Нижнем Новгороде, ВНИПИНЕФТЬ в Москве.

- Насколько известно, газоперерабатывающие мощности ШФЛУ строили еще в 70-ые и 80-ые годы. А каковы реальные перспективы роста у этого сектора нефте-газопереработки?

В Западной Сибири еще во времена СССР был построен ряд ГПЗ в Западной Сибири: Пуровский, Губкинский, Муравленковский, Вынгапуровский, Белозерский, Нижневартовский, Сургутский, ЮжноБалыкский, Локосовский. Эти заводы производили ШФЛУ, продукт собирался по трубопроводам в один продуктопровод и поставлялся на Тобольский нефтехимкомбинат, а также железнодорожным транспортом в специальных вагон-цистернах для перевозки сжиженного газа отправлялся на другие ГПЗ страны. Подобные схемы сохраняются и по сей день: Тобольский ЗапСибНефтехим СИБУРа получает сырье из трубопровода, а, например, Локосовский ГПЗ ЛУКОЙЛа перерабатывает ПНГ в ШФЛУ и поставляет его на Пермский НПЗ по железной дороге. История переработки ПНГ в Татарстане, связанная со старейшим, Миннибаевским ГПЗ, берет свое начало вообще в 50-ые и 60-ые годы. Кстати, сегодня более 95% попутного нефтяного газа на территории Татарстана находит применение в народном хозяйстве, и это один из лучших показателей среди нефтедобывающих компаний России.

Но в целом, к сожалению, наша страна остается «мировым лидером» по объему сжигаемого ПНГ. Хотя это зоначает, что у нас есть неиспользованные резервы, и взятый тренд на развитие переработки ШФЛУ может стать новой мощной «точкой роста» для отечественной нефтехимии. Тем более, что на внутреннем рынке сохраняется дефицит продуктов специальной химии и некоторых видов полимеров, и на Дальнем Востоке с нами граничит огромный рынок сбыта: Китай, Индонезия, Индия. Так что перспективы существуют, рост показателей отечественной нефте- газохимии не остановится на успехах Тобольского «ЗапСибНефтехим» — одного из крупнейших нефтегазохимических комплексов в мире, лидера по выпуску базовых полимеров в России - 2,5 млн. т в год.

Сегодня на Дальнем Востоке Газпром строит Амурский ГПЗ на шесть технологических линий – один из крупнейших в мире, проектной мощностью по переработке 42 млрд куб. м природного газа в год. Причем к началу ноября 2022 г. прогресс строительства составил 87,32%.

Также Газпромом в районе п. Усть-Луга Ленинградской области ведется строительство Комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) — уникального в мире, объединяющего и газопереработку, и газохимию, и сжижение природного газа. ГПК КПЭГ будет иметь объем переработки 45 млрд куб. м газа в год и станет лидером в регионе Северо-Западной Европы. Этановая фракция будет поставляться на ГХК КПЭГ с производительностью более 3 млн тонн полимеров в год — самая крупная в мире единичная мощность.

Иркутская нефтяная компания (ИНК) до конца текущего года запустит шесть производственных объектов II этапа газового проекта в рамках создания газохимического кластера: три установки подготовки природного и попутного газов, гелиевый завод, газоперерабатывающий завод (газофракционирование), расширение комплекса приема, хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов (КПХиОСУГ). Сегодня три производственных объекта находятся на стадии запуска, на остальных трех в настоящее время проходят пусконаладочные работы.

Из-за антироссийских санкций «Сибур» и его китайский партнер Sinopec пересматривают стратегию реализации мегапроекта строительства Амурского газохимического комплекса, который собирались достроить к середине 2024 года. Амурский ГХК должен был стать крупнейшим в мире комплексом по производству базовых полимеров мощностью 2,7 млн т в год. Планировалось, что он будет получать сырье с Амурского ГПЗ, который строит «Газпром». По состоянию на конец марта 2022 г. общий уровень готовности проекта составил 37,8%, а по отдельным технологическим установкам — 43%. Надеюсь, санкционные сложности не помешают планам, а лишь чуть отодвинут сроки.

Сегодня практически во всех шести химических кластерах России – Западно-Сибирский, Поволжский, Каспийский, Восточно-Сибирский, Северо-Западный и Дальневосточный – формируются свои ГХК, поставляющие сырье на пиролизные мощности, вокруг которых модулируются производства пластиков и каучуков, и конечных изделий из продуктов нефтегазохимии. Что лишний раз подтверждает: ШФЛУ - это мощный ресурс сырья, который является источником роста для отечественной нефтехимии в количественном и качественном смысле.

Интервью провела Ирина Толстенко

Фото – Владимира Горбунова